Разрешение на концентрацию, Получение разрешения на концентрацию Антимонопольного комитета Украины, Получение разрешения АМКУ на согласованные действия, соблюдение антимонопольного законодательства Украины, согласование рекламы
С целью предотвращения монополизации товарных рынков, злоупотребления монопольным (доминирующим) положением, ограничения конкуренции, органы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) осуществляют государственный контроль за концентрацией субъектов хозяйствования. Получение разрешения на концентрацию Антимонопольного комитета Украины. Украинские правила конкуренции применимы к любым транзакциям, которые могут повлиять на экономическую конкуренцию в Украине. В подавляющем большинстве сделки купли -продажи корпоративных прав требуют получения разрешения АМКУ на концентрацию или согласованные действия. Основным требованием является то, что закрытие сделки запрещено до получения разрешения Антимонопольного комитета Украины.
В данной статье описываются в короткой пороги и требования, перечень документов, порядок и сроки для того, чтобы получить разрешение на концентрацию Антимонопольного комитета Украины в случае реорганизации, слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Когда разрешение на концентрацию нужно?
Предварительное получение разрешения Комитета на концентрацию является обязательным, когда общая стоимость активов или объем реализации товаров участников концентрации, с учетом отношений контроля в течение последнего года, в том числе за границей, превышает сумму, эквивалентную 12 млн. евро по курсу Национального банка Украины на последний день и, таким образом:
- Совокупная стоимость активов или объем общего объема реализации товаров, в том числе за рубежом, не менее чем у двух участников концентрации с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 1 млн. евро по курсу НБУ на последний день и
- Совокупная стоимость активов или суммарный объем реализации товаров в Украине хотя бы одного из участников концентрации, с учетом отношений контроля, превышает сумму, эквивалентную 1 млн. евро по курсу Национального банка Украины на последний день года, в случае:
- Слияние двух и более хозяйствующих субъектов;
- Один хозяйствующий субъект присоединился к другому;
- Прямое приобретение или через других лиц контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или частями субъектов хозяйствования, в частности, как:
- Прямое или косвенное (через других лиц) приобретение в собственность иным способом активов как целостный имущественный комплекс или структурное подразделение субъекта хозяйствования, в том числе купли активов предприятия, который ликвидирован;
- Управление, аренда, лизинг, концессия или приобретение иным образом права на использование активов как целостного имущественного комплекса или структурного подразделения субъекта хозяйствования, в том числе купли активов предприятия, которое ликвидировано;
- Назначение или избрание на должность руководителя, заместителя руководителя наблюдательного совета, других контролирующих или исполнительных органов субъекта хозяйствования лица, которое уже занимает одну или несколько из указанных должностей в других хозяйствующих субъектов;
- Ситуация, когда более половины должностей членов наблюдательного совета, или других руководящих или исполнительных органов двух или более субъектов хозяйствования заполнены теми же лицами;
- Создание предприятия двумя или более хозяйствующими субъектами, что в течение длительного периода будет самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, и, следовательно, создание не приводит к координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали этот субъект хозяйствования, или между ними и созданного субъекта предпринимательской деятельности;
- Прямое приобретение или через других лиц контроля одним или несколькими субъектами хозяйствования над одним или несколькими субъектами хозяйствования или над частями субъектов хозяйствования;
- Прямое или косвенное приобретение в собственность части (акции, паи), что обеспечивает достижение или превышение 25% или 50% голосов в высшем органе управления соответствующего субъекта хозяйствования.
Cледующее не считается концентрацией и не требует разрешения Антимонопольного комитета на концентрацию:
- Создание предприятия с целью координации конкурентного поведения между субъектами хозяйствования, которые создали этот субъект хозяйствования, или между ними и вновь созданным субъектом хозяйствования. Такое создание, а также внесение изменений в учредительные документы на основании которых хозяйствующие субъекты создаются ассоциации рассматриваются как согласованные действия.
- Приобретение части (доли, акций) предприятия лицом, чьей основной деятельностью является проведение финансовых операций или операций с ценными бумагами, если такое приобретение осуществляется с целью дальнейшей перепродажи при условии, что такое лицо не участвует в голосование в вышестоящий орган или других органов субъекта предпринимательской деятельности.
В этом случае последующая перепродажа должна проводиться в течение одного года с даты приобретения доли, акции. По ходатайству указанных лиц с обоснованием невозможности осуществления дальнейшей перепродажи, органы Комитета могут принять решение о продлении этого срока;
- Действия, которые осуществляются между хозяйствующими субъектами связаны отношениями контроля, за исключением случаев приобретения такого контроля без разрешения Антимонопольного комитета Украины, если необходимость получения такого разрешения предусмотрена законом;
- Приобретение контроля над субъектом хозяйствования или его части, в том числе в связи с правом администрирования и управления его имущества арбитражным управляющим или должностным лицом органов государственной власти.
Участники концентрации включают в себя:
- Субъекты хозяйствования в отношении которых слияние, поглощение может или должно быть осуществлено;
- Субъекты хозяйствования, которые приобретают или собираются приобрести контроль над хозяйственным обществом, или хозяйствующими субъектами в отношении которых приобретается контроль;
- Субъекты хозяйствования, чьи активы (имущество), части (доли, акции) которой приобретаются в собственность, взято в управление, аренду, лизинг, концессию, или должны быть приобретены;
- Субъекты хозяйствования, которые действуют или собираются стать учредителями (участниками) вновь хозяйствующего субъекта.
- Если один из учредителей является органом государственной исполнительной власти, местного самоуправления, органа административно-хозяйственного управления и контроля, субъекты предпринимательской деятельности, чьи активы (имущество), части (доли, акции) вносятся в уставный капитал вновь созданного юридического лица также считается участником концентрации;
- Физические и юридические лица связанные с участниками концентрации, отношениями контроля, обеспечивает основания для признания лиц в качестве единого бизнеса.
Наши квалифицированные юристы-практики проконсультируют Вас нужно ли разрешение на концентрацию и, при необходимости, подготовят надлежащий пакет документов для получения разрешения.
Порядок подачи заявления на концентрацию
Когда стоимостные показатели участников концентрации превышают пороговые значения упомянутые выше, участники концентрации должны подать заявку о предоставлении разрешения Комитета на концентрацию, в том числе аренда, лизинг и концессия.
Подача заявки осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, органов административно - хозяйственного управления и контроля, лизингодатель, лизингополучатель, концессионер, субъекты предпринимательской деятельности, физические и юридические лица, которые в пределах своих полномочий принимают решения о концентрации или осуществляющих концентрацию. Заявка подается в Комитет.
Участники концентрации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля должны подать совместную заявку. Заявление и прилагаемые документы должны содержать полную и достоверную информацию.
Ограниченная информация, необходимая для рассмотрения заявления может быть подана соответствующим органам Комитета такими лицами отдельно.
Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью участника (участников), оформленная в установленном порядке.
Заявка подается в письменной форме и содержит:
- Наименование органа, которым она представлена;
- Ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты (пункт, часть, статья), которая предусматривает заявление в Комитет;
- Имя, данные заявителя и его представителя (органа государственной власти, органа местного самоуправления, органа административно-хозяйственного управления и контроля, субъектов предпринимательской деятельности, физического лица, иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине и т.д.);
- Содержания действий на которые запрашивается разрешение заявителем;
- Наименование, данные (адрес, факс, телефон и т.д.) участника (ов) концентрации;
- Перечень документов и данных, прилагаемых к заявлению.
Заявка должна содержать документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу (платежное поручение на перечисление платы с отметкой банковского учреждения или квитанция), а также следующие документы, подготовленные в соответствии с требованиями закона:
В случае слияния субъектов хозяйствования или один хозяйствующий субъект присоединения к другому он также наполнен:
- Правильно оформленные учредительные документы (учредительный договор) предприятия, которая возникает в результате слияния, копии учредительных документов слияния, присоединения, и копии их свидетельств о регистрации, а также решение о слиянии и присоединении.
- Информация о концентрации субъектов хозяйствования, содержит данные о содержании заявленного действия и расчет общих стоимостных показателей по объему, форме и содержанию.
- Сведения об основных видах деятельности каждого участника концентрации, доля на рынке (по объему, форме и содержанию), в частности, информация об основных видах деятельности хозяйствующих субъектов, данные об их доли в общенациональных и региональных товарных рынков в течение последних двух лет, и за отчетный период текущего года, а также информацию об основных видах деятельности сформированного предприятия, оценка его доли в общенациональных и региональных товарных рынках.
- Проект договора об управлении, аренды, лизинга, концессии, приобретение в собственность активов по-другому или копию указанного договора с условием и объяснением.
- Копии постановлений, договоров, документов и т.д. А также проекты других решений, соглашений, документов, реализация которых обеспечит получение контроля.
- Копию бухгалтерского баланса коммерческой организации, которая приобретает доли (акции), по состоянию на конец последнего отчетного квартала до даты подачи заявления.
- Представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине, представляет также копию документа о регистрации, выписку из торгового (банковского) реестра страны и доверенность для выполнения представительских функций, оформленных в соответствии с законом страны, где иностранный субъект хозяйственной деятельности зарегистрирован.
- Выписка из реестра и доверенность должна быть нотариально заверенная по месту выдачи, легализована надлежащим образом в консульских учреждениях, которые представляют интересы Украины, если международными соглашениями, в которых Украина является стороной не предусмотрено иное, и должны быть с переводом на украинский язык, сертифицированы в установленном порядке.
- Экономическое обоснование концентрации должно быть предоставлено.
- Письменные подтверждения полномочий представителей участников концентрации (в виде договора или доверенности участника (ов) меры для представителя представлять интересы участника (участников) действия в органах Комитета).
В случае невозможности предоставления информации об участниках концентрации отказ должен быть обоснованным.
Юрисдикция по концентрации
Комитет компетентен о предоставлении предварительных выводов относительно концентрации и предоставлении разрешения на концентрацию:
- Участником которого является предприятие, которое имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства.
- Участником которого является транснациональная корпорация, субъекты предпринимательской деятельности, в структуре которых хотя бы одно юридическое лицо (физическое лицо) имеет постоянное местонахождение за пределами Украины;
- Участником является субъект хозяйствования, который в соответствии с результатами концентрации достигает доминирующего положения или укрепляет позицию;
- Что приводит к созданию предприятия достигающий доминирующего положения, или к существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части;
- На основании решения Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины;
- Связанные с вопросами национальной безопасности, обороны, общественных интересов.
Комитет может принимать к рассмотрению любой вопрос концентрации.
Председатель комитета имеет право по ходатайству заявителя, органа Комитета, или по собственной инициативе, истребовать любой документ, находящийся в органе, уполномоченном рассматривать заявление.
Порядок рассмотрения заявления
Срок рассмотрения заявления о предоставлении предварительных выводов относительно концентрации - один месяц. Срок рассмотрения дела о концентрации не должен превышать трех месяцев. На приктике процедура может занять до 45 календарных дней.
Предварительные выводы соответствующего органа Комитета обеспечивается в форме письма, которое указывает:
- Возможность предоставления разрешения на концентрацию;
- Возможность отказа в выдаче разрешения на концентрацию;
- Необходимость или отсутствие необходимости получения разрешения на концентрацию;
- Недостаточность информации для какого-либо заключения.
Отказ в рассмотрении заявления не лишает заявителя права на подачу заявки в Комитет вновь.
Информация о концентрации может быть опубликована, если такая информация не была опубликована ранее или заявитель не возражает против такой публикации.
Когда нет никаких оснований запретить концентрацию, Комитет или Правление Комитета принимает решение о предоставлении разрешения на концентрацию. Начало срока начинается на дату представления информации в полном объеме. Если в течение срока рассмотрения дела, органы Комитета не в состоянии принять решение, разрешение на концентрацию считается предоставленным. В рассмотрении заявлений, третьи лица могут участвовать, если решение органов Комитета может повлиять на их права и интересы, которые охраняются законом.
Концентрация должна быть осуществлена в течение одного года с даты принятия решения о предоставлении разрешения на концентрацию, если более длительный срок не определен в решении. Если концентрация в этот срок не выполнена, участники концентрации должны подать новое заявление для получения разрешения органов Комитета по концентрации.
Участники согласованных действий, участники концентрации, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно - хозяйственного управления и контроля, в соответствии с порядком, установленным Антимонопольным комитетом Украины, необходимо предоставить: заявление на получение разрешения на согласованные действия - в Антимонопольный комитет Украины, его территориальные органы; заявление на получение разрешения на концентрацию - в Антимонопольный комитет Украины.
Если основания для запрета согласованных действий, концентрации найдены и, если это необходимо для выполнения комплекса исследования или экспертизы, соответствующие органы Антимонопольного комитета Украины начали рассмотрение дела о согласованных действиях или концентрации, то данный факт должен быть установлен в порядке и заявитель уведомляется об этом факте в письменном виде.
Ответственность за нарушение требований антимонопольного регулирования
Осуществление концентрации без соответствующего разрешения органов Антимонопольного комитета Украины в случае, если наличие такого разрешения необходимо, будет нарушением законодательства о защите экономической конкуренции и влечет за собой ответственность, установленную законом.
Концентрация (реорганизация, слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) без получения разрешения на концентрацию Антимонопольного комитета Украины влечет за собой наложение штрафа в размере 5 % от годового дохода хозяйствующего субъекта за предыдущий год.
Если концентрация приводит или может привести к монополизации или существенному ограничению конкуренции на всем рынке или в значительной его части, орган Комитет может обратиться в суд, арбитражный суд, с заявлением (иском) о признании недействительными сделок, решений, договора о создании хозяйственного общества и отмены его государственной регистрации.
Если АМКУ выдает разрешение на концентрацию на основании представленной недостоверной информации, решение о предоставлении разрешения могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам в течение 5 лет с момента его утверждения. В результате такого повторного рассмотрения, решение может быть:
- Подтверждение предварительного решения о проведении концентрации;
- Отмена в полном объеме или в части решения о предоставлении разрешения на концентрацию и утверждение нового решения;
- Наложение штрафа в порядке, определенном законодательством.
Авторское право. Контрактовая площадь Укррос ООО (http://www.kpl.net.ua). Это лишь краткий обзор законодательных требований. Признавая, что многие сложные факторы могут влиять на ту или иную сделку, юридическое или частное лицо, должно обратиться к квалифицированному специалисту за консультацией. Если вы хотите получить дополнительную информацию, пожалуйста, обращайтесь к нам на info@kpl.net.ua
|